- Коносамент
- КОНОСАМЕНТ (англ. bill of lading; нем. Konosse-ment; фр. connaissement) - в торговое мореплавании товарораспорядительный документ (ценная бумага) содержащий условия договора морской перевозки груза. К. выдается отправителю груза после приема груза для перевозки перевозчиком по требованию отправителя. К. составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подп. 3-8 п. 1 ст. 144 КТМ РФ*.. Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в К., и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие их недостоверности. Право перевозчика на возмещение убытков отправителем не устраняет ответственность перевозчика по договору морской перевозки груза перед любым лицом, иным, чем отправитель.
Содержание К. определяется по правилам ст. 144 КТМ РФ. В К. должны быть включены: а) наименование перевозчика и место его нахождения; б) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; в) наименование отправителя и место его нахождения; г) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; д) наименование получателя, если он указан отправителем; е) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем; ж) внешнее состояние груза и его упаковки; з) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; и) время и место выдачи К.; к) число оригиналов К., если их больше чем один; л) подпись перевозчика или действующего от его имени лица. По соглашению сторон в К. могут быть включены иные данные и оговорки. К., подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой К., в котором в дополнение к перечисленным выше данным должно быть указано: что груз находится на борту определенного судна или судов, а также дата (даты) погрузки груза. Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю К. на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой К. Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому К. посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом К.
Если в К. содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее К. от его имени др. лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому или погруженному грузу при выдаче бортового К. либо у перевозчика или др. такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, то перевозчик или др. такое лицо должны внести в К. оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных. В случае, если перевозчик или другое выдающее К. от его имени лицо не указывает в К. внешнее состояние груза, считается, что в К. указано хорошее внешнее состояние груза.
За исключением данных, в отношении которых внесена указанная оговорка, К. удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в К. Доказывание перевозчиком иного не допускается, если К. передан третьему лицу, которое, исходя из содержащегося в К. описания груза, действовало добросовестно.
К. может быть выдан на имя определенного получателя (именной К.), приказу отправителя или получателя (ордерный К.) либо на предъявителя. Ордерный К., не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.
По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) К., причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов К. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов К. остальные его оригиналы теряют силу.
Правила о передаче К. установлены в ст. 148 КТМ РФ. Они заключаются в следующем: а) именной К. может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; б) ордерный К. может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям; в) К. на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.
Энциклопедия права. 2015.